В 2013 году на рынке появились первые крупные компании каршеринга. Поминутная аренда автомобиля набирает популярность среди граждан, которые предпочитают периодическое использование транспортного средства владению своим автомобилем.
В статье рассмотрены основные положения, связанные с текущим развитием сервиса в России.
Swot анализ
Рассмотрим ключевые параметры, связанные с каршерингом, на основании SWOT анализа:
- Сильные стороны. Поминутная аренда автомобилей выгодна как для пользователей, так и для владельцев сервиса. Машины находятся в лизинге, то есть ежемесячные расходы собственников компаний низкие. На первый взгляд, стоимость аренды низкая, но за счет большого количества арендаторов в сутки, прибыль выше, чем если сдавать авто на целый день. Также отметим, что все расходы на бензин, парковку и мойку берут на себя организаторы сервиса.
- Слабые стороны. На текущий момент спрос выше предложения. Пользователям требуется время, чтобы найти машину поблизости. Автомобили быстро изнашиваются, из-за плохого отношения водителей менее чем за год авто требует ремонта. Если своевременной коррекции и замены деталей, то возникают риски для пользователей.
- Возможности. Спрос на услуги постоянно увеличивается, все большее количество людей переходят со своих автомобилей на каршеринг. Поминутная аренда машины выгодна жителям крупных городов, у которых есть необходимость быстро доехать от одной точки до другой и не задумываться о платных парковках.
- Угрозы. Каршеринг новое направление, главная угроза кроется в порче машин. Если компании не будут своевременно проводить ремонт и замену транспортных средств, то спрос на услуги будет падать. Также постепенный ввод в эксплуатацию машин без водителей заберет часть клиентов.
На основании SWOT анализа допустимо сделать вывод, что у каршеринга больше преимуществ, чем недостатков. Но потенциальные угрозы ставят компании перед серьезными вызовами, преодоление которых необходимо для будущего сферы.
Рest анализ
Потенциал рынка каршеринга стоит отследить по факторам PEST анализа:
Политические. К ним относятся:
- устойчивость текущей власти;
- свобода и независимость СМИ;
- ограничения импорта, протекционизм;
- вероятность развития войн.
Текущая ситуация в стране стимулирует развитие каршеринга, так как все демократические принципы, необходимые для отрасли присутствуют в полном объеме и не оказывают негативного воздействия на сферу.
Экономические. К ним относятся:
- динамика развития экономики;
- уровень инфляции и общий рост цен;
- уровень развития предпринимательства.
Экономический кризис сказывается на спросе. Несмотря на то, что ездить на поминутно арендованном авто выгоднее, чем на такси, но дороже, чем на общественном транспорте. При снижении доходов населения, люди будут предпочитать тратить меньше на каршеринг. Однако, своих клиентов сервис всегда найдет, особенно в крупных городах. В первую очередь клиентами станут граждане, продавшие свои автомобили.
Социальные. К ним относятся:
- уровень образования и здравоохранения;
- отношение людей к их деятельности и услугам, существующим в обществе;
- образ жизни людей и привычки;
- религия;
- рост населения и миграционные процессы;
- структура семей в стране.
Что касается социо-культурных факторов, то они критически важны для всей сферы услуг, в частности и для каршеринга. Люди должны быть готовы пробовать новые направления, условия предоставления авто не должны противоречить их взглядам и принципам.
Текущие тенденции в современном обществе благотворно сказываются на направлении, так как люди готовы к быстрым изменениям в повседневной жизни.
Технологические. К ним относятся:
- уровень инновации и исследования;
- развитие интернета и мобильных девайсов;
- степень доступности технологий.
С точки зрения технологического оснащения сервис кашенринга соответствует всем требованиям современного общества. Машины оснащены передовыми системами управления, а освоить пользование в состоянии каждый человек, который владеет смартфоном.
Общий анализ
Рассмотрим анализ потребителей каршеринга. Пока услугами пользуются преимущественно жители крупных городов – Москвы и Санкт-Петербурга, в недавних пор компании реализуют свою деятельность в Казани, Сочи и других миллионниках и местах посещения туристами.
В компаниях каршеринга установлены определенные ограничения по возрасту и опыту вождения. В большинстве случаев зарегистрироваться в системе могут граждане старше двадцати одного года и имеющие права более двух лет. Таким образом, услуги ориентированы больше на текущих водителей, а не на новых.
Общее количество машин по всей России достигает восьми тысяч транспортных средств. А средняя стоимость минуты аренды составляет восемь рублей. Суточная аренда машин не выгодна, так как стоимость аналогична классическим компаниям по аренде автомобилей, но есть ограничение по километражу, не дающее возможности совершить много поездок. Все сервисы предлагают особые акции для своих клиентов. К ним относятся:
- Бесплатные поездки за приглашение друзей.
- Скидки при регулярном пользовании.
- Компенсация стоимости поездок за время, потраченное на заправках.
Появление новых компаний обязывает существующие сервисы предлагать особые условия, как для новых, так и для текущих пользователей.
Выводы
К базовым выводам относительно сервиса допустимо отнести:
- Каршеринг – одно из наиболее быстро развивающихся направлений в области транспорта в России.
- Спрос на услуги растет ежедневно, регулярно в компаниях регистрируются новые пользователи.
- К недостаткам системы относятся – быстрый износ автомобилей и сложность поиска машины.
Для пользования системой в полной мере человеку стоит зарегистрироваться сразу в нескольких сервисах. Такой формат позволит оперативно найти машину. К наиболее распространенным каршерингам в России в 2018 году относятся: Делимобиль, ЯндексДрайв. В Москве также представлены такие компании, как Белкакар и Матрешка. В Санкт-Петербурге особое место занимает сервис Юдрайв.